Наш дом – Земля

432 Гц, 435 Гц, 440 Гц – конец мифа о гармоничных, лечебных, золотых частотах Земли

Все окружающее нас воздушное пространство наполнено хаотичным разнонаправленным движением — механическим колебанием частиц воздуха. Ученые ещё в средние века открыли, что эти колебания частиц распространяются в виде повторяющихся волн.

По мере изучения механических колебаний появились способы и средства измерения частоты (цикличности) и амплитуды (высоты) волн. Учёные приняли за единицу измерения частоты распространения волн 1 герц (Гц) – это одно полное повторение (цикл) движения за 1 секунду. Выяснилось, что человеческое ухо обычного человека вполне благополучно воспринимает звуковые колебания в пределах от 16 до 20000 герц. При чём, некоторые люди любят высокие тона, некоторые — низкие, некоторые относятся к звукам разных тонов этого предела безразлично.

Воспринимаемые человеческим ухом частоты

Частоты ниже 16 Гц и выше 20000Гц воспринимаются человеком как нагрузка и для разных людей по-разному (особенно инфразвуковые): раздражение, утомляемость и т.д.

Уровень частоты звуковых волн определяет высоту звука – тон
https://i.artfile.me/wallpaper/02-06-2012/1680x1050/muzyka-drugoe-noty-263665.jpg
Оркестровая музыка — гармония звуков окружающего пространства, настроенная на стандартизированной частоте тона Ля, равной 440 Гц

Высшим достижением развития человеческой деятельности и культуры стала музыка, основанная на благозвучном сочетании различных тонов. Древние и средневековые музыканты-одиночки были разобщены и настраивали свои музыкальные инструменты каждый по-своему. Но, играя совместно, были вынуждены настраивать их согласованно в одном тоне.

Считается, что основу современной нотной теории заложил итальянский монах по имени Гвидо д’Ареццо. В музыкальном гимне Иоанну Крестителю первые слоги каждой строки первой строфы стали названиями нот, каждая из которых отстоит от следующей на определенном интервале:

Do – Dominus – Господь;

Re – rerum – Материя;

Mi – miraculum – Чудо;

Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;

Sol – solis – Солнце;

La – lactea via – Млечный путь;

Si – siderae – Небеса.

Появление камертона

В последствии, для слаженной и красивой игры больших оркестров требовалась тщательная настройка всех инструментов в единой тональности.

http://img0121.psstatic.com/182389390_old-antique-german-steel-music-musical-instrument-.jpg
Старый немецкий камертон

Для единства настройки и воспроизведения музыкальных произведений в 1711 году придворным музыкантом английской королевы Дж. Шаром был придуман камертон, высота тона которого для звука Ля первой октавы соответствовала 419,9 Гц (измеренная в дальнейшем физиками).

Со временем высота камертонов для настройки звука Ля постепенно повышалась, доходя в Парижском и Венском оперных театрах до 456 Гц. Дело в том, что высокие ноты звучат «живее», «энергичнее» и инструменты их могут воспроизвести. Но, с другой стороны, это вызывало протесты вокалистов, поскольку не позволяло им исполнять всё более высокие звуки, в силу ограниченности голосовых возможностей человека.

Установление международного стандарта частоты тона Ля

Развитие музыкальной культуры в конце девятнадцатого века, обусловленное всесторонним развитием мирового сообщества (науки и культуры, экономики и промышленности, дорог и транспорта), потребовало установления определенных стандартов и в музыке.

В 1885 г. в Вене был принят международный эталон основного тона музыкальной настройки, по которому частота тона Ля первой октавы равнялось 435 Гц. На лондонской конференции по стандартизации в 1939 году был предложен стандарт частоты тона Ля 440 Гц. В 1953 г. новый эталон был утверждён Международной организацией по стандартизации. Увеличение частоты до 440 Гц способствовало повышению яркости звучания как отдельных инструментов, так и всего оркестра в целом.

В итоге такого общепринятого разделения, исходя из принятия за основу настройки тона Ля на частоту 440 Гц (круглое число), пределы изменения всех музыкальных тонов составили от 16,35 до 7902,08 Гц:

При этом, никакая нота не имеет преимущества перед другими нотами ни по красоте звучания, ни по восприятию, хотя признано, что самые низкие и самые высокие ноты всего большого ряда нот воспринимаются большинством людей на слух труднее (тревожнее или писклявее), чем ноты средних октав.

Частота 440 Гц – результат развития науки и стандартизации музыкальной теории

Таким образом, это разделение нот по частотам субъективное, чисто математическое, сложившееся исторически на основе принятых учеными-физиками допущений и единиц измерения частоты волн и деления всего музыкального ряда тонов, благозвучно воспринимаемых человеческим ухом, на определенные интервалы и, поэтому, никак не связано ни с какими волнами Земли («волшебными», «лечебными», «синхронными», «золотыми» и прочими фантазиями).

Повышение частоты камертона с 435 до 440 Гц в целом добавило живости и энергичности всем ранее созданным музыкальным произведениям, хотя в некоторой мере изменило и первоначальный замысел авторов, создававших свои классические шедевры в прежней тональности. Но это изменение точно не отражается на новых произведениях, написанных после последней стандартизации.

В любом случае, человеческое восприятие каждой музыкальной вещи в зависимости от тональности индивидуально и субъективно. Одиночные музыканты могут настраивать свои инструменты индивидуально по любой частоте, и даже создавать новые музыкальные произведения в своей индивидуальной тональности, но вряд ли другие исполнители будут перенастраиваться под одиночек. Тогда такое произведение может быть не принято музыкальным общестовом.

Оцените статью

3 / 5. Всего голосов: 2

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть